Психология социального отчуждения (лекция 4 продолжение)

Девиантное развитие на измененной почве
Ненадлежащее («небрежное и развращающее») воспитание может само по се-бе так исковеркать процесс формирования личности, что социальное отчуждение станет логичным и естественным его завершением, однако в большинстве случаев те, кто занимается социальной поддержкой и реабилитацией людей маргинальной ориентации, видят, что обстоятельства жизни в детстве были не настолько драма-тичны, чтобы быть совсем непреодолимыми. Чаще всего выход из ситуации можно было найти (что и делают те, кто умен, силен и активен), но этому препятствовал недостаток адаптивных ресурсов, и если углубиться в причины неконструктивного выбора социальных позиций, мы неизменно находим то, что принято обозначать как «ограниченные психические возможности». Движение мысли от факта социального отчуждения к его причинам распадается на пять этапов:
индивидуальные недостатки;
издержки воспитательной ситуации;
источник напряжения, вызывающего дискомфорт (паттерн);
вектор стремления по выходу из конфликта (драйв);
конкретный выбор защитной позиции в социальном пространстве.
Для удобства мы будем сопровождать изложение схематичным изображением диагностической логики.
Площадь звезды можно рассматривать как некий феномен социального отчу-ждения, где значение отдельных факторов бывает разным. Например при значительной аномальности воспитательная ситуация может вполне приемлемой, но индивидуально травматичной; стремление уклоняться от отождествления себя с обществом заложено в привычки много раньше, чем появилось стечение тяжелых личных обстоятельств; формы психологической защиты индуцированы воспитанием среди отчужденных взрослых и т.п.
Почву мы будем рассматривать лишь в варианте «ограниченные возможно-сти», так как иные критерии расстройств здоровья: «недомогание» и «инвалид-ность», будучи введены в текст, уведут мысль от основного направления в сторону (медицинская логика заставит сделать это, хотим мы того или нет), что нежелатель-но. В нашем изложении носителями таковых будут: иначе думающие, иначе чувст-вующие, иначе воспринимающие, иначе реагирующие и психически ослабленные (астенизированные). В условиях ненадлежащего воспитания будут обусловливать выбор защитных позиций с учетом специфики имеющегося недостатка.
Иначе думающие
Люди с ограниченными умственными возможностями в детские годы пробле-мы социальной адаптации, несколько отличающиеся от взрослых лет уже хотя бы потому, что не могут уклониться от ежедневной нагрузки на интеллект, что послед-ние делают более или менее успешно. А поскольку школьные требования стандар-тизированы на определенный стиль мышления, следует иметь в виду два более или менее самостоятельных варианта: пограничную умственную отсталость, где преоб-ладает слабость психических возможностей, обеспечивающих работу ума (памяти, внимания, работоспособности) и задержку психического развития, где при доста-точной активности интеллекта доминирует архаичное мышление с присущими ему закономерностями движения представлений.
Тугодумы (пограничная отсталость)
Ситуация. В условиях педагогической депривации они испытывают постоян-ное давление в направлении недосягаемой цели.
Паттерн. Ощущение извечной несостоятельности и ожидание раздраженной реакции на очередную неудачу со стороны взрослых (особенно – родителей, которые стоят на позициях школы) – источник постоянного фрустрационного напряжения, ослабить которое не удается даже при хорошем прилежании.
Драйв. Стремление снискать к себе внимание обходным путем с одновремен-ным признанием своей никчемности в основном виде деятельности.
Защита Усвоение привычки аутсайдера воспринимать культуру как угнетаю-щую силу со стойким отвращением ко всему, что она требует от человека.
Наиболее уязвимым возрастом является младший школьный, когда давление идет, в основном, со стороны учителей и родителей, если же ребенка оставляют учиться в престижном учреждении, где конкуренция между учениками поощряется педагогами, в отроческом возрасте присоединится гнет среды.
Ситуация. В условиях семейной изоляции появляется возможность уйти от напряжения, преследующего в школе.
Паттерн. Желание никуда и ни во что не включаться, кроме ни к чему не обязывающей игры на улице.
Драйв. Стремление быть полезным в простых и незатейливых делах, что обес-печивает покровительственную защиту.
Защита. Перенос тех предчувствий и опасений, которые вынуждают родите-лей отгораживаться от социума, на все, что связано с культурой в целом. Формиро-вание задатков позиции отщепенца, которому не интересно все. Что за пределами экологической ниши.
Наиболее уязвимый возраст – отроческий, когда родители уже не могут стра-ховать от неудач в учебе, а сверстники ревниво относятся к успехам других и оттал-кивают неудачников.
Ситуация. В условиях запущенности, когда родители легкомысленно полагаются на школу, все неудачи обрушиваются только на голову самого ребенка.
Паттерн. Чувство враждебности загнанного в угол.
Драйв. Стремление найти в социальной среде человека или кампанию, где можно было бы расслабиться, с готовностью принять любую роль.
Защита. Формирование навыков изгоя, согласного принять нравы и обычаи принявшей среды безотносительно их общественного значения.
Наиболее уязвимым возрастом следует считать дошкольный, когда ребенок не посещает детский сад или там у воспитателей до него не доходят руки. Тогда веро-ятность усвоения навыков социальной стихии с зоосоциальным оттенком бывает весьма вероятной. В младшей школе таким детям очень трудно понять, зачем нужно отрывать абстракт от образа на уроках (когнитивная мотивация не подготовлена воспитанием), а в отношении учителя срабатывает природосообразная ориентация – слушаться лидера. Если учитель не лидер по своим данным и манере поведения – ребенок не видит в нем авторитета и становится пресловутым «озлобленным деор-ганизатором». Приходя в школу из детского сада, где отношение было педагогиче-ски гуманным, ребенок попадает под пресс учительских ожиданий и быстро надла-мывается, не имея возможности опереться на родителей. Где будет найдена эколо-гическая ниша, зависит от самых разных житейских обстоятельств.
Архаично мыслящие (задержка психического развития)
Ситуация. Депривация вызывает чувство недоумения, так как естественный способ мыслить кажется вполне нормальным, а требования оперировать понятиями не имеют существенного смысла и значения.
Паттерн. Пессимизм в самооценке с недоверием к культуре, которая живет иначе, чем понятная реальная жизнь, но имеет право ставить оценки и определять, кто лучше.
Драйв. Дистанцирование от жестко ориентированных требований со стороны системы в более примитивную среду, а при отсутствии такой возможности – в мир воображения с тем, чтобы там мыслить присущим себе образом.
Защита. Формирование психологии аутсайдера, готового смириться с инако-мыслящим миром как недоступным для понимания и жить по общим правилам, но со своим миром, где мистическое значит больше реалистического.
Наиболее уязвимый возраст отроческий и подростковый, когда детской впе-чатлительности и хорошей памяти стало недоставать и обнаружились явные недос-татки в теоретической подготовке. Формалисты от педагогики начинают угнетать своими требованиями, а амбициозные родители не могут смириться со снижением успеваемости и нагнетают обстановку, не улавливая специфики мышления своего ребенка.
Ситуация. Изоляция способствует развитию и совершенствованию эмотивного мышления, вполне приемлемого в быту.
Паттерн. Вероятность остаться без семейной поддержки один на один со шко-лой, где требуют не поймешь чего, способствует тому, что ребенок усваивает тяго-стные предчувствия как некий фон обыденной жизни, перенимая его у родителей, не вникая в содержание опасений.
Драйв. Консервация отношений, где адаптация удерживается в понятных и приемлемых для его склада ума обстоятельствах.
Защита. Формирование психологии отщепенца, для которого его квартира превращается в монастырь, набитый близкими ему вещами-символами, которые не-редко бывают дороги вопреки их полной бесполезности.
Наиболее уязвимый возраст – начало самостоятельной жизни, когда семейный уклад нужно создавать самому и в него переносить свои привычки, которые могут быть совершенно непонятны другим. Условная ценность иначе понимаемых пред-метов и отношений с трудом поддается объяснению, так что нужно определенное везение, чтобы спутник жизни, если не понял, то хотя бы признал право на полу-мистический внутренний мир, куда близкий ему человек мог бы удаляться время от времени.
Ситуация. Запущенность облегчает уход в социальную стихию, где нравы и обычаи ближе по своей когнитивной составляющей, чем правила поведения в школе, а единомышленники встречаются гораздо чаще, чем в классе.
Паттерн. В среде нужно обеспечить себе устойчивый статус, что заставляет искать покровителей и то большинство, к которому нужно примкнуть.
Драйв. Стремление устроиться в «уличном племени» так, чтобы быть среди своих.
Защита. Примкнуть к субкультуре маргинальной ориентации.
Наиболее уязвимый возраст младший школьный и отроческий. Дети нужда-ются в игре, организованной взрослым человеком, Им трудно самим искать прием-лемую жизненную ситуацию. На улице им еще страшновато, поэтому они стараются сплотиться по признаку схожей судьбы. Именно сейчас во дворах появляются груп-пы ребятишек, которые если не уходят из дома, то кочуют из одной квартиры в дру-гую (ходят в гости), после чего родители обмениваются вещами, которые те по ме-лочи крадут друг у друга. Примитивность мышления позволяет им быть достаточно хитрыми, что компенсирует недостаток эрудиции в обычном значении слова. Так складывается психология изгоя, который не отождествляет себя с обществом, впол-не удовлетворяясь кругом людей маргинальной ориентации.
У обоих вариантов интеллектуальной недостаточности есть много общего, так что в дальнейшем, когда мы будем возвращаться по тому или иному поводу к теме ограниченных интеллектуальных возможностей, будет использоваться термин про-сто «умственная отсталость». Остается лишь кратко указать на эти схожие черты.
Взрослые люди редко обладают даром вникать в образ мысли другого челове-ка, даже если имеют соответствующую профессиональную подготовку. Вдумчивый врач, внимательный юрист, не говоря уже о проницательном педагоге – большая редкость. Чаще всего каждый старается навязать другому свой способ думать, и чем большей властью облечен – тем сильнее. Понятно, что детям при этом достается больше всех. Наталкиваясь на так называемую упругость личности, взрослые, осо-бенно из тех, кто считает, что дети должны их слушаться при любых обстоятельст-вах, стремятся ее преодолеть теми методами, которые считают нужными и полез-ными, а иногда просто теми, что оказались под рукой. «Изгнать лень» из другого вообще наше любимое занятие. Так что вполне понятно и объяснимо желание на-ших инакомыслящих детей держаться подальше от энергичных культуртрегеров от педагогики. К тому же, когда в школу приходят социально запущенные дети с иным складом ума, получившие навыки межличностного общения во дворе, коммуника-тивные проблемы очень часто диагносцируются как симптомы олигофрении, что означает перевод ученика во вспомогательную школу, то есть отлучение его от раз-вивающей и реабилитационной педагогики как таковых. Стоит ли удивляться, что в отроческом и подростковом возрасте умственно отсталые дети соглашаются на очень скромные роли в маргинальной и уголовной субкультурах.
Иначе воспринимающие
Невропатичные люди испытывают в детстве специфические трудности. В от-личие от взрослых, которые озабочены, главным образом, проблемами взаимодейст-вия с собственным «Я», детей, пока доминирует потребность в отождествлении с реальным окружением, волнуют гораздо больше отношения с окружающими. Труд-ности в распознавании, как к тебе относятся, – сильнейший источник тревоги. В раннем детстве они могут вызывать такие грозные симптомы как ранний детский аутизм, а также быть причиной многочисленных и многообразных неврозов, когда постоянное напряжение от неуверенности выливается в расстройства сна (ночные страхи, энурез), аппетита (анорексия или булимия), навязчивости (трихотиломания) и др. Дальнейшее развитие идет тем успешнее, чем быстрее когнитивный компонент отношений с окружающим миром оттесняет эмоциональный. Если же обстоятельст-ва складываются неблагоприятно, вероятность стать невротиком и в зрелые годы многократно возрастает.

Ситуация. Равнодушная строгость с требованиям «не вникать, а действовать» оставляет сомнения в душе ребенка не объясненными, что уходит в осадок и служит источником постоянного внутреннего напряжения.
Паттерн. Гаснущая надежда на понимание («вообрази я здесь одна, никто ме-ня не понимает…») вынуждает уходить в мир воображения.
Драйв. Отрыв воображаемого от реальности, в которой никто не интересуется проблемами ребенка, идет под аккомпанемент упреков в непонятливости или уп-рямстве, что закрепляет смысловой барьер с действительностью.
Защита. Стойкое отвращение к «энергичным людям» перерастает в отшельни-ческие тенденции аутсайдера, готового мириться внешне с самой примитивной формой жизни, сохраняя свои роли-статусы в неприкосновенности.
Наиболее уязвимый возраст – дошкольный и младший школьный, пока разви-вающееся мышление еще не способно корригировать недостатки восприятия. Сей-час не способные не только объяснить, но и понять источники тревоги, дети бывают особенно чувствительны к тому, как к ним относятся взрослые, насколько им под силу понять невыраженное, оказать поддержку, не дожидаясь обращения. Лишенные этого дети, как правило, реагируют невротически, что влияет на процесс развития личности с первых шагов и нередко остается с человеком и в последующие годы.
Сочетание невропатичности с умственной отсталостью в условиях педагоги-ческой депривации ведет к тому, что бедность воображения вкупе с мечтательно-стью формирует своеобразную склонность к примитивной «зачарованности» (по Н. Лескову), когда отказ от борьбы за жизнь и готовность смириться со своей никчем-ностью освобождают человека от каких бы то ни было обязательств в смысле обще-ственно полезной роли.

Ситуация. Изоляция, создающая «парниковый эффект» для тревожных опасений любого рода, «обогащает» собственную тревожную неуверенность родительской.
Паттерн. «Панцырь отчуждения» давит все сильнее пор мере того, как ребенок приближается к возрасту, когда нормальными станут отчуждение и эмансипация.
Драйв. Чем толще скорлупа защитных психологических барьеров между чело-веком и трудно познаваемой средой, чем проблематичнее от нее освободиться, тем больше вероятность, что энергия тревожных опасений станет разворачиваться в на-правлении самой семьи.
Защита. Отвержение общезначимых интересов с недоверием и раздражением формирует предпосылки психологии отщепенца, внутренние смыслы поведения ко-торого густо окрашены подозрительностью.
Наиболее уязвимым для личностного развития является подростковый воз-раст, когда, пронеся сквозь детство внутренний мир, дистанцированный от реально-сти, человек готов только защищаться, а не сотрудничать и сопереживать. Такая «воинственность в стакане воды» очень затрудняет общение и мешает установить конструктивные отношения. Выбор социального пространства, где нет конкурен-ции, обостряет обидчивость и делает семью заложником конфликта между само-оценкой и уровнем притязаний.
Сочетание невропатичности с умственной отсталостью делает скорлупу за-щитной подозрительности еще толще и окрашивает тревожные опасения оттенком озлобления к инакомыслящим чужакам.
Ситуация. Социальная запущенность – самая неблагоприятная обстановка для развития личности детей, нечетко воспринимающих ситуацию. Если их не понимают семья и система, то рассчитывать на приязнь и сострадание среды тем более не приходится.
Паттерн. Страх сопровождает невротичного ребенка везде, так что психиче-ское развитие бывает ослаблено с самого начала и в своей основе. Не имея психоло-гической опоры в своих сомнениях и тревогах, ребенок как бы «сгорает изнутри» и в школе производит впечатление умственно отсталого.
Драйв. Найти в окружении того, кто взял бы на себя покровительство.
Защита. Деперсонализация – очень вероятная форма ухода от неблагожела-тельно настроенной (все непонятное тревожит) среды, неприветствующей системы и выталкивающей семьи. При этом ее ипохондрический вариант («не трогайте меня, я нервный») встречается весьма нередко. И вообще трудно даже предположить, что в такой воспитательной ситуации общепринятые ценности будут без проблем пере-ходить во внутренние смыслы поведения.
Наиболее уязвимым возрастом здесь будет дошкольный и младший школь-ный, когда именно недостаток аффилиативного чутья будет затруднять общение, не подготовив ребенка к потребности в когнитивном консонансе. Учителя просто не понимают ребенка, который не умеет общаться, и чаще всего относят его к числу умственно отсталых.
Сочетание невропатичности с умственной отсталостью в обстановке социаль-ной запущенности означает, что давление обстоятельств на личность возрастет тро-ектратно, так что на более или менее гармоничное развитие без подключения реаби-литационной педагогики вряд ли стоит надеяться. Как правило, в таких случаях психология изгоя, даже не пытающегося найти конструктивные варианты социаль-ной адаптации, имеет для своего появления все основания.
Иначе чувствующие (ретардации личностного развития)
Люди, которым предстоит стать «вечно пятнадцатилетними», отличаются от своих сверстников с детства. Чаще всего у них социальные инстинкты выражены слабее и не обеспечивают защитной психологической реакции на угрожающие об-стоятельства (боязнь чужих взрослых, страх оторваться от родителей или воспита-телей на дистанцию, когда можно потеряться, отчаянность в драке и т.п.). К тому же наступление потребностей, на которых строится воспитательная ситуация (когни-тивного консонанса, аффилиативной, эмпатийной), отстает от сверстников, так что обычные мотивы поведения приходится все время корригировать усилием ума и во-ли и делать то, что не нужно и не интересно. Образно говоря, спонтанность лично-сти уходит мимо воспитательной ситуации.
Ситуация. Депривация в возрасте, когда доминируют эмоциональные стремления к общению, будит воображение, которое постепенно отрывается от реальности, а по мере того, как хороший интеллект позволяет приноравливаться к ожиданиям окружающих, все больше служит источником чувств, тогда как обстоятельства (манеры, приличия, нормы) – лишь инструментом воплощения фанта-зии.
Паттерн. Отчуждение от чувств, которые движут сверстниками в общем деле, способствуют формированию эгоцентрических наклонностей.
Драйв. Поиск податливой социальной среды, которую найти в условиях де-привации можно либо на стороне, либо исподтишка в том коллективе, где прихо-дится жить.
Защита. Отчуждение от мотивов, которыми руководствуются окружающие с формированием психологии «антигероя», для которого не существует ответственно-сти по взятым на себя обязательствам.
Наиболее уязвимым возрастом является отроческий, когда спонтанность при слабости сдерживающих начал, подавляемая угнетающим воспитанием, начинает реализовать себя делинквентным поведением исподтишка.
При сочетании ретардации личностного развития с умственной отсталостью людям (и взрослым тоже) свойственно реагировать на проблемы адаптации регрес-сом к инфантильному поведению с высокой вероятностью примитивных истериче-ских проявлений.
При сочетании с невропатичностью тревожная окраска переживаний способ-ствует повышенной зависимости человека от настроения, когда раздражительность в условиях депривации (не улавливающими эмотивную мотивацию поведения взрос-лыми) приобретает демонстративный оттенок не без угрозы самопожертвования.
В целом ретардация личностного развития в таких обстоятельствах, сама по себе или будучи осложнена иными вариантами психических недостатков, формиру-ет психологию аутсайдера с самомнением, более или менее демонстративно игнори-рующем официальное признание своих усилий, перенося честолюбивые ожидания в круг тех близких, кто в той или иной мере оказывается зависим.
Ситуация. Изоляция с присущим для нее условным восприятием внешнего мира оставляет для инфантильного мироощущения возможность не вникать в реальные отношения людей и оставаться при своих иллюзиях.
Паттерн. В зависимости от силы характера человек бывает склонен либо навязывать свои взгляды и намерения окружающим («пусть весь мир прогнется под нас»), либо становится домашним тираном, пользуясь любовью близких в своих эгоистических интересах (не испытывая искренних чувств, он понимает их значение и роль в мотивах других людей).
Драйв. Определяется теми силами, которые направляют спонтанность на дос-тижение целей, мало связанных с интересами окружающих (эгоцентрических). От податливости социума зависит и выбор защитной реакции.
Защита. Возможны несколько вариантов: а) замкнуться в мире домашних от-ношений, демонстрируя оппозицию к общепринятому (с истероидной окраской); б) остаться в инфантильном статусе под патронажем сильной личности главы семьи; в) замкнуться в невротической (чаще ипохондрической) обособленности.
Когда изоляцию реализуют сильные и нацеленные на отчуждение от социума люди (не всегда по невропатическим, порою и по этическим соображениям), недос-таточность социальных инстинктов делает тех, чье личностное развитие лишено собственной энергии, истинными заложниками традиций. По сути их можно назы-вать не «вечно 15-летними», а «вечно 12-ти летними». При всей широте взглядов и мощи интеллекта, которые будут приобретены в дальнейшем, затворники из числа детей подобного склада никогда не поднимаются в своем самосознании до страда-ний из-за когнитивного диссонанса во взаимодействии с собственным «Я». Отсутст-вие критики к своей «моральной дефективности» лишает их интуиции, необходимой для достижения социального успеха, и доверие окружающих, необходимое для ус-пешной социальной адаптации, они утрачивают раньше, чем успевают закрепиться в социальном пространстве. Так формируется психология отщепенца, которого «не понимают».
Самым уязвимым периодом развития является завершение стадии, когда до-минируют силы отождествления, и начинается пора отчуждения. Чувство ответст-венности, на котором базируется доверие окружающих, очень интуитивно, если не сказать инстинктивно, так что пока мышление не научится отличать нужное от не-нужного, отроков и начинающих подростков такого склада преследуют неудачи в экспериментах с социальной средой, из-за отсутствия необходимых для успеха на-выков.

Отправил mark_matv в 17. январь 2008 - 0:19.